Без барьеров: Как в московских школах учатся дети с ограниченными возможностями

Дети рисуют в инклюзивной школе

Тьютор расчерчивает тетрадь. Фото Валерии Терентьевой

Инклюзивное образование — это совместное обучение здоровых детей и «особых», то есть, с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения или с отклонениями в умственном развитии. В прошлом году в нескольких лицеях начался ремонт лестничных площадок и переоборудование медицинских кабинетов. Появились пандусы и перила при входе в школу. А на улице прочертили жёлтые линии до входной двери. Благодаря всему этому там могут учиться дети с инвалидностью. Как выяснилось, эти лицеи включили в программу инклюзивного образования. Но детей с инвалидностью там всё еще мало. Корреспонденты The Ukraine попытались понять, почему так происходит, а нашли для себя ответы на более важные вопросы.

Разработки инклюзивной программы образования начались ещё на рубеже 80-90-х годов прошлого века, но она совершенствуется до сих пор. Между тем, на сегодняшний день, по данным портала «Трудное детство», программу поддерживают 179 московских общеобразовательных учреждений (5%), несколько петербургских, одна СОШ в Армавире, одно МДОУ в Усть-Илимске.

Инклюзия

Бутово: «Выдача аттестатов — не цель»

Школа № 1961 в Южном Бутове с 2006 года включена в программу инклюзивного образования. В школе есть лифт и двухъярусный спортивный зал. На сегодня в школе семь общеобразовательных классов, в которых учатся дети с физической инвалидностью, и два класса «особый ребенок» для детей с отклонениями в умственном развитии.

Кабинет 5 класса «В» может показаться маленьким: в нём стоит всего пять парт. За ними сидят три ученика: Даша, Алёша и Ирада. Перед ними лежат учебники математики для 2 класса. На доске числа от 1 до 20. Преподаватель указывает на определённую цифру, а ученики отвечают. Громче всех отвечает миниатюрная Даша с длинными русыми косами, буквально выкрикивая: «Двенадцать!».

К доске вызывают Алёшу. Он кажется намного старше остальных. Оказывается, ему 16 лет, в то время как его товарищам по 8-9. Он осторожно идёт к доске, берет мел и старательно рисует шестёрку. На обратном пути он спотыкается, к нему подбегает Даша и помогает ему сесть за парту. У Лёши ДЦП.

Когда до звонка остается мало времени, учительница раздаёт детям новое задание на листках. Цветными карандашами нужно зарисовать квадраты, треугольники и круги. Даша выбрала синий карандаш, Ирада — красный, а Алёша — оранжевый.

В соседнем кабинете занимается 3 класс «А» — общеобразовательный, но в нём учатся 3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Нестор, ученик 3 «А» класса:

Нестор, ребёнок с ДЦП, который учится по программе инклюзивного образования

Нестор. Фото Валерии Терентьевой

— Я люблю читать, а пишу медленно, — а ещё я выиграл конкурс, и мне подарили компьютер. Теперь я могу быстро писать, что захочу. Но больше всего мне нравится слушать аудиокниги. А еще люблю играть на пианино, и тоже много где участвовал. Скоро поеду выступать в Храм Христа Спасителя. Когда вырасту, хочу стать, конечно, музыкантом! И куплю себе аудиоплеер, знаете, такой с иголочки. И самое главное, я заработаю 250 000 $ и куплю машину моей мамочке…

Нестор не отпускает руку учительницы. У него смешные оттопыренные уши, левого глаза совсем не видно, а правый появляется только, когда мальчик сильно моргает. Нестор улыбается, и я знаю, что его глаза улыбаются тоже.

А. Н. Киося, директор школы № 1961:

А. Н. Киося, директор школы с инклюзивным образованием

А. Н. Киося. Фото Валерии Терентьевой

— Цель у меня одна — сохранить эту систему. Уникальность нашей школы в том, что мы принимаем детей, от которых всеми правдами и неправдами избавляются другие общеобразовательные учреждения, чтобы за счёт отбора контингента отбраковывать ту группу учеников, которые никогда не усвоят стандарты и за счёт этой отбраковки искусственно повысить свой рейтинг. Говорят, мол, идите в № 1961 — там одни дураки учатся. Это не так. Наши дети учатся на том уровне, на котором могут. Невозможно всех учить одинаково. Выдача аттестатов — не цель. Полина, одна из наших учениц, поступила в политехнический колледж. У нее лёгкая степень ДЦП.

Инклюзивное образование доступно при отсутствии конечностей или органа восприятия мира (зрения или слуха). Аутизм или синдром Дауна не считаются инклюзией: ни у одного из таких мальчиков и девочек нет справок. По документам они здоровые. У меня сидит один мальчик на первой парте. Он никогда не прочитает текст, никогда его не перескажет. Может переписать что-то, но не понять смысла. И он не считается инклюзивным.

Замоскворечье: «Не надо делать что-то за ребёнка»

В районе Замоскворечья, на Садовнической набережной находится четырехэтажная школа № 518. Первый этаж оборудован пандусами. Для свободного перемещения детей с первого по четвертый этаж есть специальный подъемник.

На втором этаже, в кабинете 3 «А» двое учеников готовятся к диктанту. Это Федя и Инара. Рядом с ними сидят тьюторы — специально обученные педагоги, помогающие в образовательном процессе инклюзивным детям, и желтым маркером расчерчивают тетрадь в линейку, чтобы ребята могли видеть строчки. Помимо Феди и Ирады, в этом классе обучаются ещё двое «особых» ребят.

На перемене Федя с Инарой не идут обедать с одноклассниками, а остаются в кабинете. Им приносят обед отдельно. Инара жадно ест свою порцию картошки с котлетой, стараясь не замечать чужого присутствия.

Е.М. Романова, преподаватель начальных классов и ОБЖ:

— В 2006-2007 годах Управление Образования предложило нам эту программу. Инклюзия — это когда несколько «особых детей» вместе с обычными детьми обучают вместе. Инклюзия — это обустройство среды под «особого ребенка». А интеграция — это изменение ребенка под особую среду. Например, нет пандусов — сделаем, ещё сделаем перила, обозначения, кабинет ЛФК. Но от этого выигрывают и обычные дети. Потому что в обычном классе, например, нет занятий ЛФК, а у них есть.

Мы стараемся внедрить «особенных детей» с первого класса, потому что, по опыту, когда дети идут в третий или, например, в пятый класс — это сложнее. У нас практически такого опыта не было, но были те, которые пришли в 3 класс, и к ним не то что плохо относились — им было некомфортно, но они по сей день учатся, и всё в порядке.

У Инары есть тьютор, к Феде тоже иногда приходит. Его социальная роль — делать так, чтобы инклюзивные школьники успевали за здоровыми, то есть, где-то повторить, где-то объяснить. Главное, не делать что-то за ребёнка, а именно помочь усвоить ему материал.

Интеграция

«Ковчег»: «Здесь воспитывают родителей»

Ученица школы с инклюзивным образованием

Одна из учениц. Фото Валерии Терентьевой

Попав на урок ОБЖ к почти уже выпускникам, замечаешь, насколько ребята дружны. Сразу невозможно понять, есть ли у кого-то физические особенности или проблемы со здоровьем. Это будущие студенты ГИТИСа, МАИ, МГМУ им. Сеченова, МЭИ. Они общительны и открыты. Практически все в классе играют на музыкальных инструментах и рисуют.
«Здесь человеческое отношение, нет разделения на инвалидов и здоровых — и это очень круто», «Очень добрые, демократичные учителя, которые уважают нас и наше мнение», «В свободное время можно взять гитару и поиграть», — рассказывают они.

«Ковчег», или СОШ № 1321, — одно из самых первых интеграционных учебных заведений Москвы. Её найдешь не сразу: школа спрятана от посторонних глаз среди старых высоток и деревьев. Все, включая учителей, рисуют прямо на стенах школы. Ничто не прозвенит и не возвестит об окончании занятий: просто здесь нет звонков.

 Один из учеников:

— По сравнению с другими это гуманистическая школа. В прошлых учебных заведениях всё начиналось с того, что нам говорили: «Вы ничего не делаете. Вы — никто. Вы не сдадите ЕГЭ», а в этой всё наоборот, тут не пытаются «опустить», подбадривают «О, вот давайте, решайте, мы вам поможем.

Н. М. Зверева, заведующая учебной частью:

— С точки зрения здания и помещения, главная идея — это школа-дом. Здесь не должно быть как-то казённо. Мы тут живем и нам тут хорошо, но сказать, что автоматически наш опыт можно перенести на любую школу, к сожалению, нельзя. Не получится просто посмотреть на нас и сделать так в своей школе. Значит, есть что-то, что остается непонятным.
За 20 лет существования школы сменилось целое поколение учителей. Сейчас в ней новый педагогический коллектив. Несмотря на то, что это очень сложная работа, сегодняшние выпускники педагогических ВУЗов идут сюда.

Молодой учитель ОБЖ:

— Когда первый раз пришёл три года назад, для меня было необычно видеть сразу столько детей «с особенностями», ведь раньше я только иногда встречал их на улице. Но потом постепенно привыкал, понимал, что в этом нет ничего такого. У некоторых таких детей есть больше желания учиться, чем у обычных. Здесь нет возрастного неравенства, старшие помогают младшим.

В центре тёплого уютного холла — дерево. Его создали дети, делая фигурки из разноцветных ниток, украшения из подручных материалов и птичек из цветной бумаги и вешая их вместо листьев. К концу дня холл наполняется родителями. Две женщины, сидящие на диване, разговаривают, иногда задумываясь над чем-то. Не сказать, что ведут увлечённое обсуждение, — нет, скорее, размышляют вслух. Это мамы двух «особых» детей, учеников 7 и 9 классов.

Одна из мам:

— Ребёнок особенный, и в общеобразовательной школе он не успевает учиться. Он занимается в классе надомного обучения, но все обучаются в школе. Это такое место, где люди с разными возможностями могут открыть в себе что-то новое. Ребёнка развивают до тех пор, пока это возможно, на протяжении всех 11 лет. Здесь учителя не смотрят на «исходный материал», они просто начинают учить.

В этой школе какой-то хаос, нет звонков, дети очень вольно себя ведут. Однако всё это движение находится под пристальным глазом учителей.

Другая мама:

— Можно сказать, здесь воспитывают не только детей, но и родителей. Часто взрослые относятся к своим несовершенным отпрыскам очень категорично, не обращая внимания на их наклонности, не зная характера. А в этой школе родителей учат понимать и чувствовать ребёнка. По образованию во всех классах держат планку, но если кто-то что-либо не понимает, из него не делают виноватого. Психику не ломают. Учат не бояться делать то, что не получается. Мы переехали из другого города для того, чтобы учиться в этой школе. Наверное, это что-то значит.

Учитель помогает ученице с ограниченными возможностями здоровья

Тьютор помогает сесть. Фото Валерии Терентьевой

Кроме того, у детей появляется перспектива. День открытых дверей не просто формальность. На него приходят представители среднеспециальных и высших учебных заведений. В этом году после 9 класса ушло большое количество учеников, которые поступили в обычные училища. Эта школа как новая ступень в жизни особенных детей.

Через некоторое время к нам подбегает девочка. Большие карие глаза, похожие на каштаны, угловатые движения, короткие быстрые фразы, наивный смех. В ней чувствуется огромная энергия. Это Настя, у неё аутизм. Учится в 7 классе, любит заниматься, из предметов предпочитает математику. Обожает лошадей, хорошо держится в седле, а в прошлом году даже ходила с большой группой в конный поход в горы на полтора часа. Просит у мамы конфету и предвкушает сеанс иппотерапии.

— Когда мы в I классе пришли тестироваться в другую школу, мне сказали, что моя дочь необучаема, хотя ребёнок говорил и отвечал на вопросы. Мы пришли сюда, и нас взяли в 3 класс. Сейчас практически по всем предметам у нее пятёрки. Когда уроки заканчиваются и надо уходить — не вытащишь.

На вопрос, для чего же нужны такие школы здоровым детям, одна из мам отвечает так:

— Чтобы они понимали, что в этой жизни есть другие, не совсем обычные люди, к которым надо относиться так же, как ко всем, так же ровно, без жалости. Что они имеют право на учёбу, на работу, на общение.

Кроме жизненных «ступеней», которые школа учит преодолевать, есть тут и немало настоящих — на лестницах. А никаких приспособлений для нездоровых детей нет. Поднявшись на самый верхний этаж, даже здоровый, но неподготовленный человек захочет передохнуть, не говоря уже о ребёнке «с особенностями».

Например, как вспоминает завуч Наталья Зверева, когда в школе был ученик с проблемами опорно-двигательного аппарата, весь класс катал его, носил на руках, оставляя коляску внизу.

Наталья объясняет:

— У нас на дому никто не обучается, все приходят сюда. Дети с ДЦП сами ходят, но они без коляски. То есть, медленно и тяжело, но сами. Такие приспособления, лифты, появятся только после капитального ремонта нового здания, который начнется, вероятно, в начале следующего года.

Перед выходом взгляд невольно зацепляет мальчика с ДЦП. Тот поднимается наверх. Ступень за ступенью…

Список 179 московских общеобразовательных учреждений с программой инклюзивного образования

В этих школах есть условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Показать список

№ 12
№ 17
№ 18
№ 25
№ 28
№ 37
№ 45
№ 50
№ 59
№ 69
№ 97
№ 100
№ 106
№ 115
№ 119
№ 128
№ 138
№ 147
№ 149
№ 160
№ 168
№ 171
№ 176
№ 185
№ 193
№ 199
№ 223
№ 235
№ 254
№ 306
№ 310
№ 377
№ 402
№ 419
№ 426
№ 428
№ 430
№ 434
№ 449
№ 464
№ 467
№ 470
№ 499
№ 502
№ 517
№ 518
№ 520
№ 528
№ 541
№ 546
№ 566
№ 568
№ 572
№ 578
№ 587
№ 589
№ 591
№ 603
№ 604
№ 611
№ 613
№ 622
№ 650
№ 659
№ 661
№ 665
№ 688
№ 699
№ 738
№ 767
№ 804
№ 807
№ 811
№ 812
№ 815
№ 828
№ 830
№ 856
№ 859
№ 862
№ 873
№ 875
№ 880
№ 883
№ 885
№ 894
№ 897
№ 898
№ 930
№ 936
№ 979
№ 1008
№ 1013
№ 1021
№ 1029
№ 1035
№ 1036
№ 1060
№ 1062
№ 1066
№ 1077
№ 1078
№ 1084
№ 1090
№ 1099
№ 1100
№ 1104
№ 1112
№ 1114
№ 1115
№ 1159
№ 1161
№ 1163
№ 1164
№ 1168
№ 1174
№ 1191
№ 1221
№ 1225
№ 1252
№ 1253
№ 1254
№ 1259
№ 1273
№ 1284
№ 1285
№ 1298
№ 1307
№ 1308
№ 1311
№ 1317
№ 1321
№ 1323
№ 1329
№ 1368
№ 1375
№ 1379
№ 1425
№ 1426
№ 1429
№ 1447
№ 1457
№ 1458
№ 1500
№ 1502
№ 1525
№ 1564
№ 1568
№ 1571
№ 1574
№ 1575
№ 1598
№ 1621
№ 1652
№ 1692
№ 1858
№ 1883
№ 1920
№ 1940
№ 1941
№ 1945
№ 1946
№ 1947
№ 1955
№ 1961
№ 1981
№ 1985
№ 1989
№ 1998
№ 2001
№ 2003
№ 2005
№ 2013
№ 2014
№ 2017
№ 2026
№ 2031
№ 2043
№ 2044

Валерия Терентьева и Анастасия Григорьева — автор этого материала