В воскресенье, 4 ноября, в Санкт-Петербурге состоялся крестный ход. Событие было приурочено ко дню Казанской Божьей матери. В шествии приняли участие, по разным оценкам, от 5 до 15 тысяч человек, включая членов городского заксобрания.
Ровно в час дня шествие начало своё движение в сторону Исаакиевского собора, где должна была пройти торжественная служба. Перетекая с Казанской площади на Вознесенский проспект, а с него на Исаакиевскую площадь, толпа медленно шла к храму, загораживая проезжую часть. Водители автомобилей сигналили и ругались через опущенные стекла.
— Меня раздражает эта акция. Верующие мешают ездить, — говорил кому-то один из водителей.
Одна женщина шла сквозь толпу, словно прозревшая — тянула руки к небу, что-то бормотала. Глаза у нее были чистые-чистые, немного безумные. В руках у неё была икона. Через пару минут она как будто пришла в себя и стала верещать, как продавщица с рынка: «Девочки, девочки, кто хочет поцеловать икону?».
Через пятьдесят минут, когда участники шествия наконец подошли к собору, появилась возможность внимательней их рассмотреть. Возраст людей был вполне предсказуем — процентов семьдесят составляли пожилые женщины и маленькие дети, с ними были потёртые мужчины за сорок. Совсем не было подростков и взрослых людей младше тридцати пяти лет. Многие принесли с собой иконы, лампады, молитвенники. Над головами людей развевались Андреевские и даже имперские флаги, хоругви с изображением Христа.
Скоро народ постепенно начал заходить в собор. Были открыты все три входа, но, несмотря на это, в первые пятнадцать минут без давки не обошлось.
С речью выступал епископ Петергофский Маркелл, который вёл крестный ход. Он рассказывал об истории Казанской иконы и поздравлял верующих с Днём народного единства. Ещё выступал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, который в очередной раз напомнил всем о значимости этой иконы для русского народа и его истории и поблагодарил всех пришедших за участие в акции. Правда, из-за плохой аппаратуры расслышать то, о чём говорили дальше, было практически невозможно.
Лишь позднее стало известно, что пришедшие молились «за здоровье превосходительств» — президента Владимира Путина и губернатора Полтавченко.
Во время литургии один человек спросил:
— Как ты думаешь, они вживую поют или это запись?
У меня даже не возникло сомнений, и поэтому я ответила:
— Конечно, вживую! А как ещё!
Когда мы протиснулись ближе к алтарю, я не увидела хора. Только дребезжащую колонку, из которой то и дело пропадал звук.
На крестный ход пришло около трёх тысяч человек. Виталий Милонов, единоросс, скандально прославившийся своими реформами, депутат законодательного собрания Петербурга, инициатор крестного хода, в этом году подавал заявку на три тысячи людей, и обещал доплатить в случае, если число участников превысит лимит.
По подсчётам представителей комитета по законности и правопорядку Петербурга, в православном шествии приняло участие 3,5 тысячи человек. Депутат Милонов насчитал 5,5 тысяч человек. Такую же цифру назвали питерские полицейские. По данным «Единой России», чьих представителей на мероприятии было очень много, крестный ход собрал 5 тысяч человек. Ну а вице-губернатор Василий Кичеджи и вовсе сказал журналистам, что вместе с ним шли сразу 15 тысяч человек. Впрочем, чиновник шёл во главе колонны и вряд ли мог объективно оценить количество людей.
Участников шествия охраняли питерские казаки. Это те самые казаки, что через день мелькают в прессе: добиваются отмены моноспектакля по набоковской «Лолите», выступают против выставки «Духовная брань» и за возвращение в школу закона Божьего. В большинстве случаев, это просто отряд ряженых людей, которые сами прозвали себя казаками. Часто ими становятся бывшие военнослужащие, испытывающие проблемы с работой. В таких «казаков» можно записаться любому, по всей России их насчитывается около 1 миллиона, хотя по последней переписи их всего 67 573. Большая разница в количестве настоящих казаков и липовых не удивительна — во время последней избирательной кампании Путин объявил о том, что «государство поддерживало и, безусловно, будет поддерживать казачество».
В крестном ходе участвовало около двух сотен казаков. Людей, которые подходили к иконе со стороны выхода, то есть, без очереди, охрана пропускала. Но одну женщину, чья сестра провела в очереди около часа, просто вытолкнули оттуда. Она не смогла подойти к святыне — казаки просто не поверили ей и грубо попросили выйти из церкви.
После литургии количество народу сократилось вдвое. Остались только те, кто хотел приложиться к иконе; люди простояли больше часа, но не все знали, что 4 ноября в храме была копия иконы — настоящая уехала в Москву. И всё-таки люди шли, стояли в очереди, благоговейно целовали копию, прикладывали к ней образки и платки.